Что нужно знать о фотоплёнке

комментариев 5
Без рубрики / лекции / фото

Павел Косенко фотографирует на плёнку, посвящает этому книги, ездит с фототурами в мурманскую Териберку, где снимали «Левиафана», а по воскресеньям учит энтузиастов проявлять фотоплёнки в своей московской лаборатории «Среда».

На прошлой неделе он читал в Екатеринбурге семичасовую лекцию о плёночной фотографии. Я сходила и записала конспект — получилась инструкция для тех, кто начинает снимать на плёнку или хочет делать это более осознанно.

Плёнка больше не умирает

После 30 лет затишья отношение к аналоговым технологиям изменилось. В 2015 году резко выросли продажи виниловых пластинок — всё потому, что появились проигрыватели-игрушки с блютузом и айфон-коннекторами.

Моментальные камеры «Инстакс» приносят «Фуджи» больше денег, чем цифровые фотоаппараты. В 2016 году компания планирует продать 5 миллионов камер. Пару месяцев назад легендарная «Лейка» представила мгновенную камеру «Софорт».

Продажи профессиональных плёнок «Кодак» растут с 2013 года и выросли уже на 5%. Сеть английских драгсторов «Бутс» (магазинов косметики и товаров повседневного спроса) в 2015 году начала продавать чёрно-белую плёнку «Илфорд» в 450 своих точках.

В 2015 году благодаря Квентину Тарантино и «Омерзительной восьмёрке» в США было восстановлено 50 кинотеатров для просмотра кино с широкой ленты. При съёмке фильма Тарантино не использовал никаких цифровых технологий, работал по технологии 1958 года, и даже титры вырезал ножницами по трафарету. Самые крутые и дорогие фильмы сегодня снимают на плёнку.

Считается, что плёнку производят два гиганта — «Кодак» и «Фуджи», а остальные закрылись. Но открываются новые. В 2008 году компания «Импоссибл» выкупила фабрику для производства кассет «Полароид». В 2012 года два итальянца приобрели полуразрушенный завод «Феррания» и уже выпустили первые образцы чёрно-белой плёнки. В том же году американская компания «Синестилл» изобрела и запатентовала технологию удаления сажевого слоя с киноплёнки (из-за этого слоя её нельзя проявлять на обычных машинах).

В России тоже есть энтузиасты. В 2016 году Денис Кораблёв начал производство фотоплёнки под названием «Тип Д». С каждой партией он вносит изменения в эмульсию.

Как устроена фотоплёнка

Производители фотоплёнки наносят на гибкую полимерную подложку чувствительную к свету эмульсию. Главные в ней — кристаллы галогенидов серебра, которые можно сравнить с крупицами соли.

Проэкспонированные и непроэкспонированные галогениды серебра ведут себя по-разному. Часть при проявке разрушается, часть — остаётся. Кристаллы, получившие солнечные фотоны, восстанавливаются до непрозрачного металлического серебра. Остальные смываются в процессе проявки.

Размер зерна влияет на чувствительность плёнки. Чем меньше галогенидов серебра, тем больше нужно света.

img009

Плотность галогенидов серебра определяет степень почернения будущего негатива. Там, где плотность высокая — изображение будет чёрным (на отпечатанном изображении — светлым). Серебро там, где свет.

Плёночное зерно бывает разной формы. Есть два типа: традиционные кристаллы и кристаллы т-формы (плоские). Особенность вторых — высокая чувствительность к свету. Но эстетически картинка ближе к цифровой.

Зерно плёнки неоднороднее шума цифровой матрицы. Это даёт объём. При этом шум цифровой матрицы айфона ближе всего к плёночному.

В плёнке изображение состоит из зерна, в цифре — зерно наложено. Поэтому любая имитация заметна.

Позитивные и негативные плёнки

Плёнки с пометкой Color — негативные на просвет. Если положить негатив на чёрный фон, он будет выглядеть позитивом.

Плёнки с пометкой Chrome — позитивные. Позитив — это амбротипическое изображение, которое проявляется по другой технологии. Проявленный и непроявленный позитив, если их положить рядом, будут различаться только игрой света. Чёрно-белые позитивные плёнки встречаются редко.

Негативные и позитивные фотоплёнки — эквивалент цифровых форматов raw и jpeg. Негатив запасает много информации о тенях и светах, и этим можно по-разному воспользоваться при проявке (например, добавив света). Позитивное изображение — финальное. Как и джипег, позитив получается в результате автоматической обработки. Позитивное изображение готово к просмотру на проекторе.

В плёнку изначально заложено определённое решение, эстетический разбаланс. Но нельзя проявить негатив и сказать, что получились фотографии без обработки. Проявка — тоже небольшая обработка. Интерпретировать негатив при проявке можно по-разному.

Для человеческого восприятия важны света. Мы не прощаем засветов. Поэтому, чтобы защитить света и сделать цвета жирнее, при съёмке на позитивные слайды обычно корректируют экспозицию в минус. Достаточно сдвинуть её на -2/3, -1.

И наоборот, в негативе важно снимать в плюс, вытягивать тени. Точечная экспозиция в негативе замеряется по теням, а не по самым освещённым местам, как в цифровой фотографии. Нужно направить точку в самую тёмную область.

Если снимать негатив как позитив, получится тёмное изображение с искажённой цветовой гаммой. Шумная некрасивая картинка — частый результат начинающих плёночных фотографов. Не нужно бояться пересветить негатив. Плёнку с ISO 400 можно использовать как ISO 100 или 150. Пересветить плёнку в два, три, четыре раза бывает полезно — конечно, не в ущерб логике.

Тридцатипятимиллиметровые, среднеформатные, листовые плёнки

Тип 135 — это плёнка 35 миллиметров шириной. Тридцатимиллиметровые фотоаппараты делают кадр размером 3,6 x 2,4.

Тип 120/220 — среднеформатные плёнки одинаковой ширины. Отличается длина — 12 и 24 кадра. Среднеформатные камеры делают кадры размерами 6 x 4,5, 6 x 6, 6 x 7, 6 x 9. У камер с кадром 6 x 4,5 размер отражён в названии (например, Mamiya 645).

a5419Ещё существуют листовые плёнки с размерами кадра 4 x 5, 8 x 10 и бесконечным количеством других. Это дорогая плёнка: 10 листов 8 x 10 будут стоить около 300 евро, ещё 50 евро уйдёт на проявку.

Плёночные камеры различаются размерами изображения и оптическими свойствами. На узкий формат хорошо снимать далёкие крупные объекты. На средний формат — поясные портреты с объёмным задним планом. На крупном формате такие портреты можно снимать в полный рост. Чем больше формат — тем меньше зерна.

Чёрно-белые плёнки

Современные чёрно-белые плёнки бывают медленные и быстрые, с зерном т-формы и с классическим, гибкие и не гибкие. Гибкие плёнки можно интерпретировать при проявке, «пушить» (добавлять контраста) и «пуллить» (убавлять контраст).

Время чёрно-белых плёнок — зима. В плохих условиях они дают гораздо больше творческой свободы. Подходят для съёмки эмоций, репортажей.

ilford-product-group-shot-1024x679

Илфорд (Ilford) — ключевой производитель чёрно-белых плёнок.

На гибкие плёнки от Илфорд можно снимать, не глядя на размер ISO, только проявлять особым образом. Например, на Ilford HP5 400 можно снимать как на 1600 — особенно тусклой зимой. Важно указать это, оформляя заказ на проявку. Если фотография подписана аббревиатурой EI (explosion index) — это тот самый случай.

Обычно пуш-пулл процессы используют в комбинации с экспозицией. Чёрно-белую плёнку можно отснять по номиналу и перепроявить (сделать пуш) при проявке. Получится светлое и контрастное изображение.

ilford-xp2-35mm_grande_84af6d1f-a8c9-4b55-bec4-d3edfbd18537_large

Чёрно-белые плёнки Илфорд проявляются ручным способом. За исключением монохромной XP2 Super — она малоконтрастная, но подходит для быстрого результата.

kentmere_6010476_kentmere_35mm_black_and_601021

Кентмир (Kentmere) — это плёнка Ilford PAN. Илфорд купил завод, но не стал переименовывать продукт.

1984756

Kodak T-Max с зерном т-формы и Kodak TRI-X — копия легендарной киноплёнки 5222 Double-X. Если вы чёрно-белый фотограф — вероятно, однажды придёте к этой плёнке.

adox_42205_silvermax_100_35mm_black_1085008

ADOX — немецкая профессиональная плёнка с высоким разрешением.

fujifilm-neopan-100-acros-36-exp

Fujifilm Neopan Acros — единственная чёрно-белая плёнка у «Фуджи».

Все эти плёнки классные, и разницу без практики понять сложно. Все чёрно-белые плёнки изумительно работают со светом.

agfa_scala_kleinbildfilme

Agfa Scala — самая известная позитивная чёрно-белая плёнка. Она больше не производится, но мастер-роллы «Агфы» приобрела фирма ADOX и выпускает теперь плёнку ADOX Scala. Позитив очень важен для сканирования: будет больше полутонов и градаций света.

astrum_color_negative_001

Astrum — украинский бренд. Его создали бывшие сотрудники завода «Свема». Они не производят плёнку, а перепаковывают разную старую. «Аструм» — самая бюджетная плёнка с многоразовой катушкой, слегка контрастная.

Тип «Д» — близкая к «Аструму» плёнка, только гораздо дороже. Можно заказать у Дениса Кораблёва на форуме «Клуб Дальномер».

Цветные фотоплёнки

Цветную плёнку производят два гиганта — «Кодак» и «Фуджи». Например, «Агфа фото» заказывает эмульсию на «Фуджи». Единственное небольшое предприятие, где её делают самостоятельно — немецкий «Адокс».

kodak_colorplus_200-500x560

Kodak Color Plus — та же плёнка, что и Kodak Gold, что до 2007 года была шикарной. Самая дешёвая плёнка с разными модификациями.

51yf4oy4r9l-_sy355_

Kodak Ektar — маджентово-красная плёнка, больше подходит для пейзажей.

kodak-portra-400-film-review-1

Kodak Portra —самая лучшая цветная плёнка.

51j2ef2jvkl-_sx355_

FUJI Superia, X-tra — плёнка с клёвыми цветами на ISO 400 и 800. Плёнку с номиналом 400 нужно снимать как 100. Её очень любят свадебные фотографы.

fujicolor_indastrial_100_24_001

Fujicolor Print (Industrial) — плёнка для внутреннего японского пользования. Очень похожа на «Кодак Портра». Охраняется патентом «Фуджи», нельзя вывозить в Россию.

31k1l8aihzl

Fujicolor — хороша в пасмурную погоду, в солнечную выглядит перенасыщенной. Существует в модификации Fujicolor PRO.

3847

Agfaphoto (Vista Plus) — бюджетная плёнка, льётся на заводах «Фуджи». «Агфа фото» и «Агфа» — это разные компании.

3507907465314304_astrum_100_bw_135_36

Astrum — перепакованный на Украине «Аэроколор» — «Кодак» для аэросъёмки. Плёнка с цветами, близкими легендарной Kodak Gold 2007. Astrum Negative Color 125, Kodak Aerocolor, Washi X400, Rollei CN200 — это плёнки-синонимы, только «Аструм» стоит дешевле.

adox_color_implosion_002

Adox Color Implosion — ужас современных фотографов, очень крупнозернистая плёнка. Можно экспонировать как 100, 200 и 400. Хорошо снимать закаты и рассветы, оранжевое солнце. В обычных условиях — синеватая и зеленоватая.

oscarfilm

OSCAR film — киношные фотоплёнки творческой лаборатории «Среда». У киноплёнок есть градации T (Tungsten) и D (Daylight) для павильонного и дневного освещения.

new-2-rolls-of-cinestill-50daylight-xpro-c-41

CineStill — негативные кино-фотоплёнки из США. Стоят около 12 евро.

fujifilm_fujichrome_velvia_100f_35mm

FUJICHROME — цветная позитивная плёнка. Velvia не слишком подходит для съёмки людей, делая их лица красными. Портреты лучше снимать на Provia и Astia (которая больше не производится).

Просроченные плёнки

Плёнку с истёкшим сроком годности лучше переэкспонировать и проявлять по номиналу. Например, 400 снимать как 100 и проявлять как 400. Со временем плёнка теряет чувствительность. Есть плёнки, которые «проседают» в 2,5 раза. При экспозиции просроченной плёнке нужно дать больше света.

Если плёнка хранится в холодильнике — ей ничего не будет.

Нет никакого смысла использовать просроченную фотобумагу.

Проявка фотоплёнок

Каждый тип проявки имеет свой процесс. Он указан на ролике.

Чёрно-белые негативные плёнки проявляют по D-76  — так называется и процесс, и химикат-проявитель. Некоторые чёрно-белые (монохромные) плёнки можно проявлять по цветному процессу С-41.

Цветные позитивные плёнки проявляют по Е-6, цветные негативные — по С-41. Киноплёнки с сажевым слоем проявляют по ECN-2.

0_7611d4_86f4ccd1_xl

D-76, чёрно-белый негатив — почти всегда ручная проявка. У разных чёрно-белых плёнок — разное время проявки, плюс многие «пушат» и «пуллят». Проще, дешевле и интереснее научиться делать это дома.

Нужно купить бачок, научиться заряжать в него плёнку, фиксировать и смывать. Плёнка проявляется при температуре 20 градусов, а время проявления можно узнать в базе данных Digitaltruth Photo. Интересно, что для чёрно-белой плёнки не принципиальны колебания температуры в 1-2 градуса, а для цветной — важны половина или даже треть градуса.

Чёрно-белую плёнку можно проявить как позитив. Это называется проявкой с обращением. Обратить плёнку можно химически или светом.

Е-6, цветной позитив — проявка не регулируется ни по времени, ни по пуш-пуллу. Планируете снимать на цветной слайд — приготовьтесь к большим проблемам. Такие слайды проявляет только одна лаборатория в стране, и все заказы отправляются туда. Срок проявки — около недели, себестоимость — 300 рублей за ролик.

С-41, цветной негатив — стандартный машинный процесс: плёнка крутится из бачка в бачок, и изменить время проявки нельзя.

Кросс-процессы — это проявка плёнок не по их процессам. В обычных лабораториях фотографы проявляют позитивные плёнки как негативные, получая кислотную, ломографическую картинку. А вот цветные негативные плёнки редко проявляют по слайдовому процессу — результат абсолютно непредсказуем.

Сканирование фотоплёнок

Негативную фотоплёнку нужно интерпретировать — либо напечатать, либо оцифровать. По сути, сканирование — это печать на экран.

При печати и оцифровке повышается контраст снимка. Поэтому важно печатать не скан, а напрямую с фотоплёнки. Иначе отпечаток скана выйдет темнее, чем нужно.

Профессиональные сканеры («Никоны», «Минолты») сканируют медленно и дорого. Потоковые (Pakon F335, Fuji Frontier SP-3000 и другие) — снижают цену сканирования.

Некорректно утверждать, что оцифрованные снимки — это снимки без обработки. На степень коррекции при интерпретации изображения влияют настройки сканера. Сканер в лаборатории может настраиваться под определённые запросы.

Автоматические операции при сканировании негатива:

— Выбор точки фокуса сканера

— Экспозиция лампы сканера

— Общая яркость (плотность) изображения

— Выставление чёрной и белой точек с запасом

— Вычитание цвета подложки плёнки

— Баланс белого

— Кадрирование чёрной рамки

— Удаление пыли и царапин (digital ice)

— Вытягивание светов и теней

— Повышение резкости

— Подавление зерна

С каждым этапом картинка становится всё более цифровой. Самая полезная опция — удаление пыли и царапин. При этом некритично теряется резкость.

При сканировании слайда сканер запускает только выбор точки фокуса и экспозицию.

Неважно, в каком формате сканировать — jpeg или tiff. Качество не отличается, а хранить и работать с файлами тифф невыгодно.

1 комментарий

  1. Леонид says

    Павел как обычно малость лукавит:

    Если тот самый Тип-Д заказывать на Дальномере, то он выходит не дороже аструма, а если брать рулонами, то и существенно дешевле. По качеству он на голову выше аструмов.

    «Неважно, в каком формате сканировать — jpeg или tiff. Качество не отличается, а хранить и работать с файлами тифф невыгодно.» — как раз важно, но не хотят в «Среде» ворочать тяжелыми тиффами клиентов, только и всего :)

    Нравится 1 человек

  2. > Неважно, в каком формате сканировать — jpeg или tiff
    Очень даже важно. JPG даже при максимальном качестве даст артефакты и ухудшит качество картинки.

    Нравится

  3. Александр says

    можно ли транспортировать в аэропортах Кодак Портру 400 тип 120 не рискуя её засветить ?

    Нравится

Оставьте комментарий