Два дня с Роджером Балленом

Оставьте комментарий
Без рубрики

Вы можете ничего не знать о фотографии, именах и жанрах, но наверняка видели клип южно-африканской группы Die Antwoord «I fink you freeky». Его автора зовут Роджер Баллен, а снят клип в эстетике ballenesque («балленеск»), которую придумал и развивает Роджер. В конце прошлой недели мы провели с Балленом два дня в Нижнем Тагиле: снимали и показывали свои работы, выполняли задания, говорили о фотографии и обедали в столовой местного техникума. Расскажу немного о Роджере и его мастер-классе, и поделюсь конспектом его лекции о коммерческой фотографии.

Роджеру Баллену 68 лет, он родился в Нью-Йорке, но уже больше 30 лет живёт в Йоханнесбурге, ЮАР. Его мать сотрудничала с агентством «Магнум» и открыла фотографическую галерею в Нью-Йорке. Роджер же выучился на геолога, и до 2000-х успешно развивал рудный бизнес, пока его фотографии как вирус не распространились по всему интернету.

Баллен начинал как документалист: в 27 объехал полмира автостопом и выпустил первую книгу, посвященную детству мальчишек в разных странах — Boyhood. Сейчас его работы хранятся в коллекциях парижского музея Помпиду, лондонского музея Виктории и Альберта, Музея современного искусства в Нью-Йорке. Роджер снимает некую изнанку жизни — жизнь в трущобах, маргиналов, юродивых, спутанные провода, разруху, крыс. Балленск — это такой специальный гротеск.

И вот летом екатеринбургский Музей ИЗО устроил его выставку; Роджер прилетел на ее закрытие и повез горстку городских фотографов в Нижний Тагил, индустриальный городок в двух часах от Екатеринбурга, на мастер-класс.

18500005+

Видео I fink you freeky
Видео Roger Ballen’s Outland
Интервью на Bird in flight
Сайт

 

Мастер-класс

 

Накануне поездки мы встретились группой и узнали, что нужно искать реквизит. Снимать предстояло на огромной территории Нижнетагильского музея-завода — это, на секундочку, 27 гектаров исполинских железяк и покинутых цехов 19-20 веков. Роджер искал старых кукол, потрепанные мягкие игрушки, проволоку. Я не люблю снимать только предметы, поэтому попросила у дизайнера Наташи Пастуховой черную рогатую корону из картона — чтобы надеть на человека, конечно. Другие участники везли с собой разобранные манекены, канделябры, зеркала, детские игрушки и даже пару лаптей.

На завод мы приехали в дождь. Для съемки выделили цех, в котором прошлым летом проходила Уральская индустриальная биеннале, и открытую производственную площадку 19 века. Роджер хмурился на дождь и дал задание: найти свое место в цехе и снять либо натюрморт, либо портрет. Снимать предстояло целый день, а сделать нужно было лишь одну фотографию. Я приехала со среднеформатной пленочной Yashica Mat 124 — она делает квадратный кадр размером 6×6 — и черно-белой пленкой. Металлургический стимпанк горнозаводских времен решительно не нравился, и спустя три часа поиска локации у меня началась мигрень.

18450004+

18450008+2

18480001+

18500007+

После обеда мы посовещались с фотографом Лёшей Пономарчуком, директором Музея ИЗО Никитой Корытиным и Роджером, и переехали в съемочное пространство в бывшем заводском медпункте, где не было железа, а были только старые обои, цементная пыль, местами вскрытый дощатый пол и остатки линолеума. Фантазировать о человеке в некогда обжитом людьми месте стало легче, и к вечеру я сделала пару кадров, которые захотелось показать Баллену.

18450003+

18450011+

18480002+

18500008

С нами был екатеринбургский художник Сергей Лаушкин — у него особенная внешность, и он согласился стать моделью на мастер-классе. Заброшенные здания, выросшие прямо в металлургических тигелях деревья и корона в дорожной сумке шептали, что следует снять его в образе индустриального лешего. Я снимала на пленочную камеру и дублировала идею на айфон, чтобы советоваться с Роджером. Этот кадр, снятый против света, он порекомендовал кадрировать — пустой, незадействованный фон по бокам он назвал лишним и отвлекающим.

Square2

Финальным кадром, который я выбрала в конце съемочного дня, стал портрет Лёши Пономарчука на козлике из ковролина, который он нашел на блошином рынке. С этой фотографией произошло то же самое: Роджер, поклонник квадратного кадра, осторожно предложил мне превратить его в вертикальный прямоугольник. Уже кадрированную фотографию я показала на итоговом обсуждении, и кроме одобрения получила порцию критики, к которой решила прислушаться.

18500011

— Баллен назвал фон по бокам слишком активным и незадействованным; частично ситуацию исправило кадрирование;

— Человек на фото сидит спиной к окну, потому спина слишком белая, а лицо и рука темноваты. Против обыкновения мне пришлось открыть фотошоп и высветлить эти части. Развернуть его лицом я не хотела осознанно: так фактура кожи рифмуется с фактурой стены, а в непосредственной близости конкурировала бы;

— Фокус и центр композиции забрал на себя светлый кусочек обоев, который не несет никакой смысловой нагрузки. Мне пришлось затемнить его, чтобы смягчить акцент;

— Еще Роджер рекомендовал почистить мусор на полу, чтобы тот не отвлекал внимание от психологического портрета. Я послушалась, и вот что вышло:

Square1

На следующий день Баллен прочел лекцию о коммерческой фотографии, а я записала конспект. Назову его, пожалуй, «Правила фотографии Роджера Баллена».

 

Лекция

— Мой подход к фотографии очень формальный: если в фотографии не хватает формообразующих элементов, формы, конструкции, велика вероятность, что она не окажет нужного влияния на зрителя. В момент съемки фотографы часто находятся словно в состоянии легкого подпития, и слишком увлечены объектом, а оттого забывают о форме.

— Эмоций фотографа нет по ту сторону экрана, и ситуация, персонаж, обстановка, бэкграунд на самом деле работают только на ваш энтузиазм. Думайте на месте.

— Я стараюсь подходить к съемке с чистым сознанием. В момент съемки не думаю ни о чем.

— Хорошую фотографию не нужно объяснять, она не нуждается в комментариях. Если она нуждается в пояснениях — это плохая фотография.

— На кадр всегда нужно смотреть с позиции того, как он будет смотреться на фотобумаге во время выставки.

— Я снимаю в цвете только последний год, и должен признать, что снимать черно-белую фотографию сложней. Она усугубляет проблемы детализации фактур, и высказывание должно быть максимально точным.

— В цветной фотосъемке ужасно сложно использовать одновременно черный и белый (речь шла о черно-белой одежде — прим. ред.) — скорее всего, хорошо получится лишь один из цветов. Белый будет слишком плоским, или черный будет слишком густым.

— Самый важный момент в фотографии — момент принятия решения. Когда в фотографии происходит нечто непредсказуемое, вы являетесь одним из зрителей, и результат может сильно цеплять всех, включая вас. Но случайность нельзя назвать вашей заслугой. Не гордитесь спонтанными успехами.

18500006+

* * *

— Нужно определиться, для кого вы снимаете: для себя или на продажу.

— Если вы хотите продавать фотографии, создавайте серии — от 30 до 50 снимков на одну тему.

— Один из путей продажи — в галереи или музеи — связан с печатью фотографий, нужно мыслить исходя из этого. Постоянно задавайте себе вопрос: что вы будете делать с отпечатками?

— Как только у вас появится серия на физическом носителе, нужно подумать о галерее, в которой она будет размещаться. Музей не будет общаться с молодым фотографом, так что вам нужен галерист. Галереи делятся на два типа: одни работают только с фотографами, другие работают со всем на свете, включая фотографию.

— Нужно искать общий язык с галеристом, самому договариваться, искать встреч, взаимодействовать.

— У галеристов всегда есть несколько вопросов: тираж (сколько отпечатков каждого снимка вы планируете сделать), размер (максимальный формат для печати) и сумма, за которую вы хотите их продать.

— Если тираж маленький, можно просить больше денег. Но если вас никто не знает, а цена высока, никто с вами разговаривать не будет. Вы сами должны определить для себя размер тиража и цену, и лучше идти на компромисс.

— Я предлагаю никогда не печатать тиражом больше чем в 10 экземпляров. Размер листа опционален. Если вы продаете работы, должны понимать, что чем больше работа, тем сложней ее оформить, перевезти, разместить в интерьере и так далее.

— Договориться с галереей — уже непростой вопрос, но если у вас получилось, нужно понимать, как вы будете продвигать этот проект вместе с галеристом. В этом смысле очень помогает печатное издание: книга или каталог. Что-то, что останется у вас после выставки и что вы сможете показывать другим.

— Если вы хотите делать выставку за пределами России, в Европе есть несколько ярмарок для фотографов, на которые ездят многие галеристы. Самая известная — Photo Paris — проходит ежегодно в ноябре. В мае открывается Photo London.

— Ярмарка — идеальный путь для того, чтобы посмотреть все существующие галереи, понять, что происходит на рынке фотографии, в мире, оценить свои силы — и все за одну поездку. Если вы планируете развитие себя как коммерческого фотографа, это первое, что я посоветую.

— Галерея определяет цену исходя из клиентов, с которыми она работает. Если вы попадаете в крупную московскую галерею, среди клиентов которой много олигархов, цена будет одной. У маленькой галереи в Екатеринбурге цена будет противоположной.

— Фотокниги — это ужасно сложный способ заработка. Первый способ — самиздат и продажа во время выставок. Второй — это поиск издателя, который сам инвестирует в печать и продажи. Есть две очень важных цифры: обычно издатель платит порядка 5 % выручки от продажи книги. Для сравнения, если вы продаете фотографию в галерее, галерист платит за 50 % от суммы сделки.

— Лучше продаются трогательные, сексуальные, психологические, яркие фотографии. Основные покупки делают те, кому нужно что-то повесить над диваном, или инвесторы в искусство. Особенно это заметно в Москве — людям нужны декоративные и яркие фотографии.

— До середины 90-х рынка фотографии не существовало: люди не покупали фотографии как предметы искусства. И лет до 50 фотография была моим хобби, а я занимался геологическим бизнесом (в ЮАР рынок изобразительного искусства тоже невелик). Но в начале 2000-х мои образы и фотографии как вирус начали появляться всюду.

— Нужно понимать, что законы арт-рынка непостижимы. Никакой логики и связи, полный хаос. Поэтому реальной взаимосвязи между качеством работы и ее стоимостью на арт-рынке не существует.

— На свою первую книгу, Boyhood, я потратил 5 лет. Я ехал автостопом из Каира в Кейптаун, затем из Стамбула в Новую Гвинею и далее по всей Южной Америке. К 27 годам я за две копейки посмотрел полмира.

— Иногда ты видишь человека однажды, и делаешь хорошую фотографию, иногда — общаешься каждый день, но хорошей фотографии так и не выходит.

— Когда снимаешь человека, у него столько же прав как и у тебя. Портрет — это совместный проект.

— Лучшее место, где вы научитесь фотографии — это ваш съемочный процесс. Нужно постоянно снимать, и альтернативы этому нет. Нужно очень много работать, иметь много дисциплины, и найти тему, к которой вы относитесь со всей своей страстью.

* * *

— Если будете снимать крыс, начинайте съемки со взрослых особей, а не с малышей — их невозможно поймать.

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s