Канатные дороги старого Сочи

комментария 3
Без рубрики

Мне семь, октябрь, второй класс. Бабушка едет в Сочи на бухгалтерский семинар, и я еду тоже. Чёрное море, кислотный купальник с русалкой, пахнет камфарой, ем инжир. Бабушка скупает на рынке лавровый лист, после идем прокалывать уши. Пневматический пистолет, гвоздики с красным камнем, хирургическая сталь. Прокол не мочить, не купаться. Вместо моря — дендрарий, кипарисы и спящий удав. Над головой проплывают кабинки подъёмника, хочу к ним, бабушка трусит. Закрываются двери, открывается гештальт.

Люблю канатные дороги, ищу их везде. Поднимаюсь на «Татрапомах», «Доппельмайерах» и «Блейхертах», лечу на Ай-Петри и Монсеррат, и в четвертый раз возвращаюсь в Сочи, чтобы спуститься к морю на старой ведомственной канатке на два вагончика. Сделала это в недавние выходные, отсняла пару плёнок и сейчас покажу.

002726770028

В старом Сочи три подвесных дороги, а работают две. Километровую дорогу в Дендрарии строили с 1972 по 1977 — за три с половиной минуты она поднимает из нижнего парка на холм, где стоит бруталистская бетонная станция. Советские овальные гондолы здесь заменили на прямоугольные, да еще зачем-то оклеили плёнкой в курсив и цветочек. Смотрится так себе. Я писала о ней прошлой осенью, тогда же не сумела попасть на вторую канатку — в пансионате «Нева Интернейшнл». Она возит курортников на пляж, и в сентябре ее закрывают до самого лета.

002726800008

002726770018-1

002726770015

Пансионат «Нева» стоит в центральном Сочи в километре от резиденции президента и Бочарова ручья. «Неву» сдали в сентябре 1978 года, и двадцатичетырехэтажная коробка долго была самым высотным зданием города. Местные жители говорят, что канатную дорогу построили только спустя 10 лет — в 1985 году. Похожая дорога работала в санатории «Заря», а теперь стоит покинутой. На месте «Зари» строят жилой комплекс и обещают восстановить канатку, но время идет, а оползни опасно подмывают опоры дороги.

Все три станции построили грузинские архитекторы Гера Хечинашвили, Гия Надирадзе и Реваз Беридзе. Башню в Дендрарии часто включают в подборки образцов мирового брутализма; здания в санаториях выглядят проще и сильней пострадали от времени. «Нева» вообще навевает уныние: выгоревший на солнце теннисный корт, заросший парк, бетон ограждений крошится в руках. В цветущей зеленой воде пруда уныло плавает пара черных лебедей.

002726800010

002726800012

002726800003

Пансионат принадлежит петербургскому заводу «Ломо». Представляю, что живет он как типичный санаторий из сочинской поездки моего детства: школьного вида спортзал, застревающий лифт, красные скатерти в обеденном зале с облупившимся паркетом, скучающие от зноя курортники с санаторными книжками. Интересно, сколько снимков на «Ломо» здесь сделали сотрудники предприятия? Где эти тысячи пленочных кадров?

002726800007

Попасть на канатную дорогу обычному туристу нельзя — просто не продают билетов. Чтобы спуститься и чтобы подняться, нужны санаторная книжка и пропуск на пляж санатория «Заполярье», где находится нижняя станция. За день две кабинки под номерами 1 и 2 делают максимум 80 рейсов на двоих. Путь от «Невы» к морю — чуть больше километра, но дорога внизу петляет и долго водит курортников с надувными кругами вокруг заросших кустарником недостроев, оврагов и частных домов.

002726770033

002726770026-1

002726770024-1

Гондольные подъемники лучше всего подходят для транспортировки сыпучих материалов и хрупких людей там, где гористо и овражисто. Канатные дороги в Сочи проектировали специалисты из грузинской Чиатуры, города канатных дорог. Шахтеры в Чиатуре добывают марганец и переправляют его над ручьями и реками на шести маятниковых путях. Дорога в «Неве» тоже маятниковая: две кабины движутся навстречу друг другу по несущим канатам, а движение обеспечивает натянутый тяговый канат, который со скрипом наматывается на шкив. Метр такого каната весит больше 12 килограммов.

002726770017-1

002726770021

002726770022-1

Овальные гондолы-трамвайчики в семидесятых делали на Тбилисском авиационном заводе, который собирает Су-25. В кабину стоя помещаются 20 человек. Вообще-то она рассчитана на 25, но с возрастом принято снижать нагрузку. Такие же гондолы стояли на Мтацминдской канатной дороге в Тбилиси, где в 1990 году произошла крупная катастрофа. За два года до нее инженеры канатки заменили двадцатиметровые вышки на двадцатипятиметровые, а небольшие тбилисские кабинки на сорокаместные итальянские. Из-за нового перепада высот тормозная система работала неправильно, и ее просто отключили. В итоге 1 июня одна из переполненных кабинок сорвалась и врезалась в станцию, попутно протаранив и разорвав пополам движущуюся навстречу гондолу. Погибли 19 человек, больше сорока получили тяжелые травмы.

002726800004-1

Недавно я прочла, что спустя 27 лет канатную дорогу собрались восстанавливать. Оборудование для канатки установит компания «Доппельмайер», и скоро «Мтацминда — проспект Руставели» заработает снова. Когда-нибудь я доберусь и до нее.

3 Comments

  1. Ираклий says

    Все три маяатниковые канатные дороги в Сочи спроектированы на Грузгипрошахт. Главный конструктор Вахтанг Лежава. Эти 25 местные овальные вагонсики строились с 1958 года на Тбилисском Авиацолнном заводе и по сей день завод их может построить по заказу. Вот в 2010 году два таких построили для Чиатуры на замены старым. А в 2005 году для Брджоми на замену старого вагона.

    На 2018 год в самой Грузий осталься один такой вагончик в рабочем состаяний на Борджомской канатке.
    В Чиатуре работали 3 вагона на трех канатках, Санаторий, Мухадзе и Нагути но они остановлены и вместо них строят новые. Нагути и Санаторий разобрали а вот Мухадзе все еще висит.
    Эти вагончики с 1958 по 1988 работали на Мтацминдской канатке. (2 штук)
    С 1978 по 2000 на канатке на озеро Лиси в Тбилиси. (2 штук) разобрали.
    С 1986 по 2004 на канатке в микрорайон Вазисубани в Тбилиси. (2 штук) все еще там висят.
    С 1982 по 1990 на канатке Этнографического Музея под откритым небом в Тбилиси. (2 штук) разобрали.
    С 1982 по 1993 на катанте Цнори — Сигнаги на самой длинной мачатниковой канатке в СССР 4,5 км. (2 штук) разобрали.

    В Алматы на канатке на Кок Тюбе. (2 штук) разобрали в 2014 году и заменили на новую гондольную ерес.
    В Кисловодске по сей день работают (2 штук).
    В Пятигорске по сей день работают (2 штук).
    В Ереване до 2004 года пока там авария не слуичлось и один вагон упал на землю а второй в нижнюю станцию об стену ударился (2 штук). оидн все еще там висит.
    В Кишиневе с 1990 по 1996 (2 штук) и до 2009 вагоны висели по потом их сняли.
    Во Владикавказе на двухсекционную канатку работали 4 вагона с 1980 по 1992 потом забросили и сейчас только один вагон висит.

    Нравится

      • Ираклий says

        А вот авария на Мтацминда не так случилось. Италянские кабины пройзводство компаний Ловисоло и проданные нам компанией Черети и Танфани не особенно отличались размером по сравнению с нашыми, просто на 1 метр были длинее и из за прямоугоьной формы вмешали больше пассажиров естественно чем овальная кабина.

        По проекту замена кабин не предусматривалось, это было персональное решение одного чиновника и он и главный виновник во всем. Канатка прошла реконструкцию с января 1988 года по октябрь того же года. Нижнюю 20 метровую опору заменили 25 метровым а верхные две опоры 10 и 12 метровые тоже заменили установив между ними 20 метровую опору и такми образом канатка с трехопорной версий перешла на двухопорную.

        Нашли специалисты не смогли уже с начала отрегулировать тормоза вагонов иили чуток смогли с одним вагоном. Почему не позвали италянцев не известно и канатка несмотря на это всеже была пушена в эксплуатацию. Вагоны вызывали много неполадков и все игнорировалось лижь бы не остановить канатку она приносила бешенный прибил и содержал все остальные 6 линий канаток в Тбилиси.

        1 июня 1990 года в день защиты детей вторая кабина приближалась к верхней опоре а первая кабина к станций когда тяговый канат оборвался в сцепляющей муфте кабины который двигался вверх обе кабин начали естественно скатится вниз и так как тормозная система не работала не остановились. Первый вагон ворвался в станцию и ударился об стену убив 4 человека и покалечив многих. Вторая кабина которая покатилось сверху набирала скорось. Чем больше она приближалась к нижней опоре тем больше хвостовой канат обвисал на роликах опоры. Когда вагон добрался до опоры на огромной скорости врезался в этот обвисшый хвостовой канат. Удар был настолько сильным что два ролика с опоры полетели в даль и ударились об жилые дома. Весь несущый канат на который и движется кабина выпал из шели опоры. Хвостовой канат во время удара распилил кабину на две части и люди упали с 25 метровой высоты на дома и на землю. вагон продолжил катится вниз и задел крышу шестиэтажки и остановился над этим домом.

        Всего погтбло 19 человек а 42 пострадали и множество из них изувечились навсегда.
        Фотографий аварий и фотки этой канатки до и после реконструкций можете посмотреть тут на моей странице.

        One of the Cabins involved in deadliest Aerial Tramway crash in Tbilisi (Georgia) in 1990

        Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s